О колокольном звоне

Колокольный звон – это совершенно уникальная музыка. Навряд ли существуют люди, абсолютно равнодушные к ней. В России колокольная музыка существует не одно столетие, и она неразрывно связана с церковью. Поэтому неудивительно, что очень многими верующими людьми колокольный звон воспринимается как своего рода «глас Божий».

На Руси колокольный звон, кроме церковных праздников и будней, звучал в целях приветствия высокопоставленных гостей, предупреждения о пожаре или приближении врага, а также для сообщения о свадьбе или, например, для собрания населения на вече. Практически для каждого повода была предусмотрена своя система звона. То, что звонить в колокола – непростая наука понятно каждому человеку, однако, истинной сложности этого процесса непосвященному человеку никогда не постигнуть. Дело в том, что традиции колокольного звона, его нюансы и техники передавались, как правило, от звонаря к ученику, сформировывая, таким образом, определенную школу колокольного звона. Именно поэтому манера колокольного звона в различных областях России несколько отличалась друг от друга, но при этом не выходила за рамки традиционной русской школы.

Для русской школы была характерна система управления звоном, позволяющая звонарю управлять всеми колоколами на колокольне одновременно. Классически все колокола делятся на три группы: зазвонные колокола (эти колокола являются самыми маленькими, управление ими осуществляется правой рукой звонаря); подзвонные колокола (количество таких колоколов может быть различным, по размеру они причисляются к средним, они управляются правой рукой звонаря); благовестники (это самые большие колокола во всем ансамбле, они управляются посредством педалей). Что касается самих колокольных звонов, то они делятся на несколько видов:

  • благовест – является самым старым из всех видов колокольных звонов. Представляет собой размеренные, одиночные удары, возвещающие, как правило, о начале богослужения;
  • перезвон – представляет собой одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до самого малого;
  • перебор – это поочередные удары в каждый из колоколов, начиная с самого малого и заканчивая самым большим;
  • трезвон – является самым сложным видом колокольного звона. Он представляет собой звон во все колокола, совершающийся по особой технологии, и продолжающийся в течение трех подходов.

Назад