Колокола в музыке

Колокольный звон – это совершенно особая музыка. Она заставляет сердце биться сильнее, захватывает дух и чудесным образом затрагивает самые чувствительные струнки человеческой души. Мало какой музыкальный инструмент может похвастаться такой силой звучания как колокол. Кроме этого, колокольный звон обладает целебными свойствами. Поэтому неудивительным кажется тот факт, что помимо своей основной среды обитания, колокола нашли свое место в различных музыкальных произведениях.

В музыке используются как обычные церковные колокола, так и специальные музыкальные колокола. Первым колокольным музыкальным инструментом стал карильон. Карильон – это музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов, настроенных в диапазоне от двух до шести октав. Количество колоколов в карильоне должно быть не меньше 23-х. Карильон появился в Голландии в XV веке, а оттуда распространился в Англию и Бельгию. В Англии была придуман один из основных способов игры на карильоне, который получил название «переменный звон» (Change ringing). Карильон популярен в Европе и по сей день, в Бельгии ежегодно проходят фестивали карильонной музыки, собирающие большое количество поклонников этого потрясающего музыкального инструмента.

Еще одним популярным колокольным музыкальным инструментом является Glockenklavira. Так называется музыкальный инструмент внешне похожий на фортепиано с колоколами. Glockenklavira были особенно популярны в XVIII веке, их часто использовали во время балов и званных ужинов в Германии. Кроме этого, этот музыкальный инструмент неоднократно использовал в своих произведениях Моцарт, например, в «Волшебной флейте». Благодаря совершенно уникальной и ни на что не похожей манере звучания, колокола использовали в основном в исторических и патриотических произведениях. Собственно, именно благодаря появлению опер с подобными сюжетами и началась история оркестровых колоколов.

Пожалуй, наиболее часто колокола использовались в русской опере: "Иван Сусанин" Глинки, "Сказка о царе Салтане" и "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина и еще множество великих произведений русских композиторов украшено колокольной музыкой. Первоначально использование церковных колоколов в опере было несколько затруднительно, ввиду их размеров установить их могли себе позволить только крупные оперные театры, да и то только за сценой. Но с появлением современных оркестровых колоколов эта проблема решилась, и колокола стали использоваться в различных музыкальных постановках по всему миру весьма часто.

Кроме больших колоколов в музыкальных произведениях используются ручные колокольчики – handbells. Традиция игры на этих замечательных музыкальных инструментах зародилась в Англии, но сейчас наибольшей популярностью ручные колокольчики пользуются в Северной Америке. Там насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков.


Назад